Дизельное топливо, или как его ещё называют – солярка (хотя это не совсем правильно), можно без преувеличения назвать одним из самых востребованных продуктов переработки нефти. По сути – оно представляет собой один из видов нефтепродуктов, выкипающих при t от 180 до 360°C. В России это горючее выпускается из прошедших гидроочистку керосино-газойлевых фракций либо из смеси данных фракций с мазутом и регламентируется ГОСТом Р 52368-2005 и ГОСТом 32511–2013, а также стандартами Таможенного Союза.
В нормативных документах описаны все требования, предъявляемые к дизтопливу. Ключевыми характеристиками являются: цетановое число, температура помутнения и застывания (пределы фильтруемости), содержание сернистых компонентов и воды, температура вспышки, кинематическая вязкость и другие.
Физические параметры предопределяют сезон применения дизтоплива: летнее, зимнее, арктическое.
Л | З | А | |
плотность | не более 860 кг/м³ | 840 кг/м³ | 830 кг/м³ |
t° застывания | -5°С | -35°С | -55°С |
цетановое число (среднее) | 52 | 49 | не ниже 45 единиц |
кинематическая вязкость и плотность | от 3 до 6 мм³ в секунду | от 1.8 до 5.0 мм³ в секунду | от 1.5 до 4 мм³ в секунду |
Также в продажу поступает и межсезонное ДТ с t° застывания до -15°С, плотностью 836 кг/м³ и цетановым числом до 52 ед.
Содержание серы во всех видах автомобильной солярки не должно превышать 10 мг/кг.
Летняя солярка используется с мая по сентябрь, затем около месяца можно пользоваться межсезонной, а, начиная с ноября и до весны рекомендуется заправляться зимней. Арктическая, прошедшая депарафинизацию, выдерживает морозы до -50° С.
Маркировка Евро
Данным видом маркируется горючее, которое отвечает экологическим требованиям евростандарта EN 590. И летнее, зимнее и межсезонное российские ДТ-К5 соответствуют нормативам Евро5, а арктическое – Евро4.
Подробнее о технических характеристиках
Цетановое число
ЦТ – это важнейший параметр дизтоплива, показатель воспламеняемости (процент объёма цетана в эталонной смеси с α-метилнафталином), который определяет время с момента впрыска дизельного горючего в цилиндр двигателя до момента его воспламенения. Чем выше ЦТ, тем меньше будет этот временной промежуток, а значит топливная смесь будет сгорать плавно и ДВС – работать корректно.
Температура воспламенения составляет:
Качественное дизтопливо имеет цетановое число от 45 до 55, иногда 60 единиц. Меньшие показатели свидетельствуют о низком качестве ДТ. Его использование приводит к перерасходу солярки, увеличению токсичных выхлопов, некорректной работе и быстрому износу мотора. А превышение ЦТ влечёт потерю мощности, тот же перерасход топлива и попадание остатков несгоревшего горючего в выпускной коллектор.
Содержание сернистых соединений
Параметр содержания сернистых компонентов (меркаптанов, дисульфидов, тиофанов, тиофенов) в ДТ определяется экологическими требованиями к топливу и маркируется буквой К. Согласно ГОСТу в дизельном топливе ограничивается содержание серы в зависимости от вида горючего от 10 (для К5, Евро5) до 500 мг/кг. Есть солярка, в которой количество сернистых соединений составляет 2000 мг/кг, но она производится только по оборонному заказу и в продажу на АЗС общего пользования не поступает.
Сера придаёт горючей смеси смазывающие свойства, которые важны для корректной работы ДВС. Поэтому её недостаток компенсируют специальными присадками.
t° фильтруемости
Она маркируется сортами:
Сорт | Температура использования |
А | +5° С |
В | 0° С |
С | -5° С |
D | 10° С |
Е | 15° С |
F | -20° С |
Также в списке характеристик дизельного топлива указываются такие параметры, как:
Допускается наличие присадок, которые повышают цетановое число, придают горючему смазывающие свойства, и других. Также некоторые производители добавляют в своё топливо вещества-метки и красители во избежание подделок под известные торговые марки ДТ.
Данный вид горючего используется:
Срок хранения дизельного топлива по ГОСТ при температуре до 20° С составляет более года, при более высокой – он уменьшается.