Один из ключевых параметров зимнего дизельного топлива – это его плотность, по данному показателю оценивается качество продукта.
Изготовление зимнего дизтоплива выполняется на высокотехнологичном оборудовании по методу прямой перегонки нефти-сырца для выделения из неё керосиновых газойлевых фракций. Данное горючее подходит для двигателей со скоростью вращения коленвала от 600 до 1000 об/мин и применяется для заправки:
Состав и параметры качественного горючего соответствуют государственным и международным стандартам. В том числе, корректное функционирование ДВС напрямую зависит от плотности топлива.
Этот параметр называют также удельным весом. Он показывает, сколько килограммов горючего содержится в кубометре его объёма. Данный показатель не является постоянным и может изменяться от температуры окружающей среды и других внешних факторов. При высокой t плотность ниже и наоборот.
Важно! Если при температуре, установленной стандартом для испытаний, будет зафиксирован превышающий норму удельный вес топливной смеси, это будет обозначать, что в ней содержится избыток тяжёлых углеводородных фракций. Он приведёт к снижению испаряемости и плохой распыляемости топлива форсунками, что вызовет образование нагара на деталях ДВС и снизит эффективность работы выхлопной системы.
Зимой автомобили расходуют ДТ больше, чем в летом. Это связано с тем, что удельный вес такой солярки меньше, чем у летней. Поэтому при сгорании смеси выделяется меньше энергии. Чтобы компенсировать эту разницу и добиться сохранения мощности, ДВС сжигает больше горючего.
Напрашивается резонный вопрос: почему бы не использовать тогда летнее топливо? Потому, что в нём есть Н-парафины, которые при низких температурах кристаллизуются, образуя сгустки и по факту превращая солярку в гель. Всё это ведёт к засорению топливной системы, топливо не подаётся в камеры сгорания, двигатель глохнет и запустить его будет чрезвычайно сложно. С этой проблемой часто сталкиваются дальнобойщики, купившие «левое» ДТ неизвестного производства.
Удельный вес определяется с помощью профессионального ареометра – специального измерительного прибора, который помещают в ёмкость с горючим. Это устройство представляет собой стеклянную трубку с вертикальной цифровой шкалой. При увеличении погружения ареометр показывает меньший параметр плотности, при уменьшении – больший.
Плотность (удельный вес) регламентируется ГОСТ 305-82. В данном стандарте указаны эталонные цифры, которые были получены при температуре +20°С. градусов по Цельсию. Оптимальным показателем для зимнего ДТ является 840 кг/м³, для арктического – 830 кг/м³, что сильно отличается от плотности летнего горючего, составляющей 860 кг/м³.
Эти параметры являются эталонными и соблюдаются только в качественном топливе. Добавление некоторых присадок может повысить плотность при +20°C.
Вес и объём продукта рассчитывается по формуле
m = р × V
где:
Этой формулой пользуются логисты, менеджеры и бухгалтеры, выполняя необходимые расчёты для учёта продукта, его продажи и транспортировки.
При покупке горючего у надёжного, проверенного поставщика с безупречной репутацией, например, у компании ЦОТН, этот пункт можно пропустить. Качество и эталонная плотность гарантируются.
Если пришлось приобретать продукт в новом месте, и имеются сомнения в качестве, то можно использовать следующие методы проверки:
Если несоответствие стандартам выявлено после заправки, добавьте в бак качественное топливо от надёжных производителей.
Он выполняется так: из паспортного показателя 840 кг/м³ вычитают поправочный коэффициент. Для его определения измерьте t° ДТ и вычислите разницу между ней и эталонными +20°С. Умножьте полученный результат на 0,0007 г/см³. Вычтите полученный поправочный коэффициент из эталонного параметра, если температура горючего ниже +20°С, и прибавьте, если она ниже.
Пример:
Температура топлива +15°С, значит разница с эталонной – 5 градусов. Затем: 0,0007 г/см³ × 5 и получаем 0, 0035 г/см³ (3,5 кг/м³). Потом из 840 кг/м³ вычитаем 3,5 кг/м³ и получаем удельный вес продукта при +15°С.